Петля Нестерова и полупетля

Петля Нестерова - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет описывает в вертикальной плоскости замкнутую кривую, расположенную выше точки ввода.

Полупетля - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет описывает восходящую часть петли Нестерова с последующим поворотом относительно продольной оси на 180° и выводом в горизонтальный полет в направлении, обратном вводу.

Эти фигуры могут выполняться в различных вариантах и сочетаниях, наиболее известными из которых являются:

  • косая петля и полупетля,
  • полуторная петля,
  • двойная полупетля,
  • отрицательные петля и полупетля (выполняемые в перевернутом полете на отрицательных перегрузках) и т. д.

Однако все эти фигуры, за исключением косой петли и полупетли, являются фигурами высшего пилотажа и выполняются только в спортивных целях.

Петля или "мертвая петля", как ее вначале называли, была впервые выполнена в 1913 г. русским летчиком П. И. Нестеровым. Это событие имело принципиальное значение и положило начало "фигурному летанию".

В воздушном бою петля в чистом виде почти не встречается. Зато полупетли и косые петли являются одними из самых распространенных маневров.

Полупетля может применяться в следующих случаях:

  • при атаке воздушного противника, идущего с превышением на встречном курсе;
  • при выходе из-под атаки воздушного противника при наличии преимущества в скорости или в маневренности;
  • при атаке наземной цели с предельно малых высот.

Техника выполнения Петли Нестерова.

В ГП на Vпр 750 км/ч (650, если петля выполняется на форсаже) начать выбирать РУС на себя , создавая перегрузку 2-3 ед. с таким расчетом, чтобы на угле 45 она составляла 5 ед. (на форсаже – 6,5 ед., если выполняется на форсаже, форсаж включать после начала взятия РУС на себя).

Взгляд направить вперед, периферийным зрением наблюдая ЛЕГ. Затем внимание распределять на отсутствие крена (по КПП и визуально), темп роста перегрузки, постоянство угловой скорости, постоянство угла атаки, обнаружении ЛЕГ в перевернутом положении.

При уменьшении Vпр до 550-500 км/ч перейти на совместный контроль по углу атаки и перегрузке, так как контроль по перегрузке не обеспечивает на такой скорости достаточную точность выполнения фигуры. Угол атаки при выполнении петли на максимале равен 9-11 градусов, на форсаже с перегрузкой на вводе 6,5 - 14...16 градусов.

При подходе к верхней точке оценить крен, если он не равен 180, исправить плавным движением РУС. Перегрузка в ВТ составляет 1,5 ед. (на форсаже - 2,5 ед.), угол атаки 14-16 градусов, если петля выполняется на форсажных режимах работы двигателей и 9-11, если на максимале. В дальнейшем сохранять этот угол атаки с контролем перегрузки. Vпр в ВТ 300-450 км/ч. После прохода ВТ уменьшить обороты до 80%, внимание распределять на темп роста перегрузки, постоянство угловой скорости, постоянство угла атаки, темп роста скорости. Для точного выполнения петли положение РУС в продольном канале не меняется в процессе выполнения.

При подходе к горизонту проконтролировать Vпр . Если она меньше заданной, уменьшить перегрузку и обеспечить ее рост до заданного значения на выводе. Если она больше расчетной или уже равна ей, незначительно увеличить перегрузку. После вывода самолета в ГП проконтролировать высоту и скорость. В целом выполнение второй части петли аналогично по технике выполнения перевороту.

Техника выполнения полупетли.

Полупетля выполняется аналогично первой половине петли Нестерова. При подходе к ВТ за 10-15 градусов зафиксировать это положение кратковременно и выполнить полубочку. Установить скорость 500 км/ч и обороты для поддержания этой скорости в зависимости от следующей фигуры. Проконтролировать высоту.