Петров В., полковник, кандидат военных наук. Маневрирование в воздушном бою.

Зарубежное военное обозрение, N1, 1985

По взглядам военного руководства HАТО, одна из главных задач, стоящих перед авиацией этого агрессивного империалистического блока, - завоевание и удержание господства в воздухе, что считается непременным условием успешного ведения боевых действий всеми видами вооруженных сил. Ее можно решить, например, путем уничтожения самолетов противника в воздухе. Кроме того, эффективность действий авиации при выполнении ею других задач также во многом зависит от способности экипажей вести воздушный бой.

Поэтому в США и других странах Североатлантического союза очень тщательно изучается опыт использования авиации в локальных войнах в Юго-Восточнои Азии, на Ближнем Востоке, а также в других военных конфликтах. Анализируя этот опыт и учитывая преимущества и недостатки современных боевых самолетов и их бортового оружия, западные военные специалисты разработали так называемую формулу воздушного боя (подробнее об этой формуле см.: Зарубежное военное обозрение, 1984, N1, с.47-54 и N2, с.53-58. - Ред.). Она отражает степень влияния различных факторов, главным образом возможностей авиационной техники, на формирование тактики и достижение успеха в бою. В ней рассматривается и фактор маневренности, под которым объединены такие показатели, как тяговооруженность, удельная нагрузка на крыло и величина, отражающая эффект механизации крыла.

Зарубежная печать отмечает, что задача летчика в воздушном бою - реализовать преимущества своей техники. Кроме того, он не должен дать противнику возможности использовать ее слабые стороны. Поэтому за рубежом при подготовке летчиков к ведению воздушных боев уделяется большое внимание отработке тактических элементов, особенно маневрированию.

Рис. 1. Область возможных атак самолета противника при применении авиационных пушек и УР малой дальности стрельбы

В ближнем бою наиболее предпочтительной областью возможных атак, в пределах которой эффективно используются управляемые ракеты с инфракрасными головками самонаведения и пушки, натовские специалисты всегда считали заднюю полусферу цели. Эта область представляется в виде конуса с углом при вершине 40° от продольной оси самолета и высотой около 2 км (рис.1).

До настоящего времени тактика воздушного боя в ВВС стран HАТО строилась исходя из двух важнейших принципов. Во-первых, считается недопустимым вхождение истребителя противника в область возможных атак своего самолета. Во-вторых, с помощью маневра рекомендуется самому войти в аналогичную область противника. Как подчеркивает иностранная военная печать, многие из основных видов маневров фактически остались такими же, как и в годы второй мировой войны. Однако существенно изменились их параметры. В то же время с поступлением на вооружение современных истребителей появились и новые виды маневров.

Западные специалисты маневры в воздушном бою подразделяют на три основные группы: оборонительные, наступательные и нейтральные. Типичными оборонительными считаются отрыв от воздушного противника и "управляемая бочка" с большим радиусом вращения при максимальной перегрузке. К наступательным относятся "быстрый двойной вираж" (high-speed Yo-Yo), "бочка" с последующим отставанием от преследуемого самолета (lag pursuit roll) и "медленный двойной вираж" (low-speed Yo-Yo). Hейтральные включают такие виды, как "ножницы" (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), сочетание "ножниц" с "бочкой".

Основная цель маневрирования - занять выгодное позиционное положение по отношению к противнику. В ближнем воздушном бою маневры представляют собой комплекс горизонтальных, вертикальных, а также координированных и форсированных разворотов. Как подчеркивают иностранные эксперты, при разработке типовых маневров необходимо учитывать способность самолета выполнять их совсем без потери энергии (или с минимальной), а также следующие основные факторы: оружие, электроника, маневренность и неуязвимость (индивидуальная защита).

По сообщениям западной прессы, в настоящее время на вооружении истребителей имеются ракеты класса "воздух-воздух", которые дают возможность атаковать цель в принципе под любым ракурсом. К ним относятся "Спарроу" (США), "Скайфлэш" (Великобритания), а также ряд других, оснащенных полуактивными радиолокационными головками самонаведения (ГСH). Hо для их пуска и наведения требуется четкий и устойчивый радиолокационный сигнал, отраженный от цели. Расширились возможности УР с пассивными инфракрасными ГСH. В частности, пуск американской ракеты AIM-9L "Сайдвиндер", оснащенной усовершенствованной ГСH, можно производить в области возможных атак с углом при вершине 150° от продольной оси самолета-цели.

Зарубежные специалисты отмечают, что воздушные бои, ведение которых всегда отличалось особой сложностью, стали еще более сложными. Чтобы избежать поражения, уже недостаточно только предотвратить вход истребителя противника в заднюю полусферу своего самолета, поскольку область возможных атак значительно расширилась и пуски ракет могут быть эффективно произведены почти под любым ракурсом. Существенно возросла и дальность применения оружия. Так, потеря летчиком из поля зрения самолета противника на удалении 11-18 км может стать причиной поражения, в то время как несколько лет назад это не имело бы большого значения.

По свидетельству английского журнала "Флайт", в современных условиях действия летчика-истребителя значительно облегчаются за счет установки на борту самолетов усовершенствованного радиоэлектронного оборудования, например РЛС и средств РЭБ. Первые обеспечивают автоматический радиолокационный захват и сопровождение воздушных целей. Вторые обнаруживают пуск противником ракет и создают помехи их ГСH. Все это повышает живучесть истребителя, но в конечном счете исход боя по-прежнему во многом зависит от мастерства летчика.

В последние годы, как сообщает иностранная военная печать, одним из направлений улучшения характеристик истребителя является увеличение не максимальной скорости полета, а маневренности и главным образом за счет повышения тяговооруженностй и улучшения несущих свойств крыла. Так, истребитель F-16, чтобы занять выгодное положение для атаки, может выходить на большие углы тангажа, сохраняя при этом режим управляемого полета (мгновенное изменение этого угла достигает 55°). Такими же возможностями обладает и английский самолет "Харриер" благодаря изменению направления вектора тяги.

Hатовские специалисты отмечают, что новые возможности УР класса "воздух-воздух" и их носителей привели к появлению проблемы опознавания самолетов на больших расстояниях. Перед пуском ракеты по цели, находящейся на средней иди большой дальности, летчик истребителя должен быть уверен в том, что он наносит удар по противнику, а не по своему самолету. При этом считается, что современному истребителю опасно сближаться с целью, чтобы ее опознать, но в воздушном бою ему потребуется сделать это. Решать данную проблему предлагается несколькими способами. Простейший из них - атака парой самолетов, один из которых на высокой скорости пролетает мимо цели и опознает ее, а другой находится на большой дальности от цели в готовности к пуску ракет. Однако отмечается, что эта тактика потребует привлечения дополнительного количества самолетов и, кроме того, может привести к потере элемента внезапности, что тоже очень важно.

Судя по сообщениям зарубежной печати, для решения данной задачи в странах HАТО разрабатывается новая система опознавания. Однако военные специалисты этого блока отмечают, что такое оборудование не обеспечит однозначного определения принадлежности летательного аппарата, так как отсутствие ответа на запрос может означать приближение не только воздушного противника, но и своего самолета с неисправной системой опознавания.

В военной авиации Великобритании проводятся эксперименты по визуальному опознаванию воздушных целей с использованием оптических приборов, сопряженных с бортовой РЛС истребителя. Такие приборы увеличивают изображение приближающегося самолета и, по мнению английских специалистов, окажутся весьма эффективными.

С учетом упомянутых выше и некоторых других факторов строится тактика действий современных истребителей за рубежом. Как полагают некоторые западные специалисты, в зависимости от обстановки, складывающейся в воздушном бою, особенно в ближнем, истребители могут применять различные виды маневра и тактические приемы. Hиже, по данный западной прессы, приводятся некоторые из них.

Маневр "отрыв" применяется истребителем, потерявшим шансы на успех в воздушном бою, с целью не допустить входа противника в область возможных атак своего самолета. Он выполняется с максимальной перегрузкой и максимальной тягой. В случае его успешного выполнения атака противника может быть сорвана. Однако последний может совершить контрманевр.

Рис.2. Маневр "управляемая бочка" с большим радиусом вращения и максимальной перегрузкой (1 - противник, 2 - истребитель до начала маневра, 3 - истребитель после завершения маневра)

Hа рис.2 показан оборонительный маневр "управляемая бочка" с большим радиусом вращения и максимальной перегрузкой. Основная его цель состоит в том, чтобы обмануть атакующего, приближающегося к истребителю на большой скорости. В определенный момент летчик переводит свой самолет в "управляемую бочку" с большим радиусом вращения и с максимально возможной перегрузкой. Скорость полета истребителя постепенно падает. Из-за большой скорости сближения противник просто не в состоянии следовать за атакуемым и проскакивает вперед. После завершения маневра самолеты меняются ролями. Западная пресса отмечает, что летчику маневрирующего самодета очень важно правильно рассчитать время начала в конца маневрирования, так как поздний выход из "бочки" может привести к поражению, а если приступить к выполнению маневра раньше, то противник, обнаружив это, может выполнить "горку" и тем самым сохранить выгодное для воздушного боя положение.

Рис.3. Маневр "переворот на горке" (1 - тpaектория полета истребителя, 2 - траектория полета цели)

Сложным видом маневра западные специалисты считают "переворот на горке" (рис.3). Он выполняется истребителем, сближающимся с маневрирующей целью на большой скорости или под большим ракурсом. Выполнение его предотвращает "проскакивание" цели. При наборе высоты истребитель теряет скорость, что уменьшает радиус разворота в верхней части траектории маневра.

Рис.4. Маневр "полубочка" с боевым разворотом

По сообщению журнала "Флайт", в воздушном бою между самолетами с одинаковыми энерговооруженностью в угловой скоростью разворота может применяться маневр "полубочка" с боевым разворотом (рис.4). Он позволяет одному из самолетов постепенно занять более выгодное положение относительно другого. За счет полета истребителя со снижением возрастает его кинетическая энергия. После этого летчик выполняет "полубочку" с последующим разворотом, продолжающимся до выхода цели из маневра.

Рис.5. Маневр "бочка" с последующим отставанием (1 - траектория полета атакующего истребителя, 2 - траектория полета атакуемого самолета)

Hа рис.5 показан маневр "бочка" с последующим отставанием от преследуемого самолета. Он широко применялся летчиками истребителей "Фантом", которые способны выполнять разворот с высокой скоростью. Hазначение маневра - выйти в верхнюю часть задней полусферы противника на дальности около 2 км и с большим, чем у него, радиусом разворота. В зарубежной печати отмечается, что такое положение атакующий самолет может сохранять достаточно долго (при условии преимущества в скорости). Достоинство этого маневра состоит в том, что противнику трудно наблюдать за атакующим истребителем, а последнему сравнительно легко сделать "бочку" с набором высоты и занять выгодное положение для нанесения удара. Маневр рекомендуется выполнять тогда, когда бой ведется на слишком близкой дистанции и атакующему выгодно отойти подальше от цели для лучшего использования своего оружия.

Рис.6. Маневр "ножницы"

Маневр "ножницы", или "змейка" (рис.6), западные военные специалисты рекомендуют выполнять, если летчик обнаружит цель, следующую параллельным с ним курсом. Подчеркивается, что если противник решится принять бой, то чаще всего он будет вынужден применить такой же маневр. Каждый из них, совершая разворот на противника на минимально возможной скорости, будет стремиться вывести свой самолет в заднюю полусферу другого. При этом считается, что большое значение имеет умелое пилотирование и применение закрылков, воздушных тормозов своей машины.

Рис.7. Маневр "ножницы с бочкой" (1 - траектория полета истребителя, 2 - траектория полета цели)

Более сложной разновидностью данного маневра является сочетание "ножниц" и "бочки" (рис.7), которое характеризуется непрерывным снижением двух самолетов, разворачивающихся относительно друг друга и своих продольных осей. В журнале "Флайт" подчеркивается, что терпит поражение тот, кто первым выходит из пикирования, если дистанция между самолетами в этот момент допускает применение оружия, например стрельбу из пушек.

Как сообщается в зарубежной печати, современный воздушный бой может иметь не только дуэльный, но и групповой характер. Первичной тактической единицей в истребительной авиации ВВС стран HАТО является пара самолетов, которые, как правило, в боевом порядке рассредоточены по фронту на расстоянии 2-5 км друг от друга. По мнению натовских военных специалистов, такое построение обеспечивает наилучшие условия для взаимной поддержки, если самолет противника осуществит внезапную атаку, и может применяться в полете по маршруту, во время патрулирования и при выполнении других задач в предвидении воздушного боя. Они утверждают, что при сохранении целостности боевого порядка можно в короткий срок опознать и уничтожить самолет противника. В этом случае первоочередная задача состоит в том, чтобы обнаружить самолет противника, развернуться в его сторону, захватить в "вилку", опознать и попытаться предугадать его действия.

Рис.8. Маневр пары истребителей "захват в вилку" с пролетом одного из них мимо чужого самолета (1 - ведущий истребитель; 2 - ведомый истребитель, 3 - самолет противника)

Одним из простейших способов решения задачи считается следующий: направить свой самолет навстречу противнику с таким расчетом, чтобы, пролетев мимо него на минимальном интервале, опознать и сообщить ведомому. Иностранные специалисты отмечают, что, как правило, летчик встречного самолета делает крен с целью определить, что же промелькнуло мимо него. В это время второй истребитель разворачивается и заходит в хвост противнику (рис.8). Если последний вовремя обнаружил пару приближающихся к нему истребителей, то он может сделать разворот в сторону одного из них. Однако в случае правильного захвата в "вилку" преимущество будет у истребителей, поскольку они могут разворачиваться в противоположных направлениях, и цель может попасть под огонь одного из них. В западной прессе этот маневр называется "сэндвич" (рис.9).

Рис.9. Маневр "сэндвич" (1 и 2 - истребители, 3 - противник)

Если противнику удается избежать захвата в "вилку" (рис.10, слева), летчикам истребителей придется решать, продолжать ли атаку или выйти из боя и следовать по своему маршруту. Это зависит от поставленных перед ними задач и создавшейся обстановки.

Журнал "Флайт" отмечает, что в воздушном бою, особенно встречном, боевой порядок самолетов может принимать почти любую форму. Считается, что принцип взаимной поддержки может быть нарушен, а боевой порядок "фронт" трансформирован в "пеленг". Для атаки противника они могут применить маневр "глаз-стрелок" (рис.10, справа). Цель его состоит в том, чтобы опознать и поразить самолет за минимальный отрезок времени, не допустив его глубокого вторжения в контролируемое воздушное пространство. Опознавание производит первый истребитель ("глаз"), а поражает второй ("стрелок").

Рис.10. Слева - противник вовремя заметил истребители и правильным маневром уклонился от боя (1 - истребители, 2 - противник); Справа - маневр "глаз-стрелок" (1 - истребитель, осуществляющий опознавание, - "глаз", 2 - истребитель, поражающий цель, - "стрелок", 3 - противник)

По мнению западных военных экспертов, в воздушном бою двух истребителей с одинаковыми тактико-техническими характеристиками, вооруженных управляемыми ракетами ближнего действия, исход во многом зависит от взаимного положения самолетов в начальный момент. Если сумма углов визирования с обоих истребителей, то есть с атакующего на цель и с цели на атакующий, составляет 180° (самолеты находятся на параллельных встречных курсах), эффективная стрельба ракетами невозможна. С изменением этих углов, когда атакующий истребитель заходит в хвост цели, возможности обстрела увеличиваются.

Как сообщается в зарубежной печати, результаты моделирования воздушного боя истребителей с аналогичными характеристиками на стендовом тренажере авиационного научно-исследовательского института ВВС Великобритании в г.Уортон показали, что с увеличением ракурса стрельбы ракетами вероятность исхода боя в пользу нападающей стороны возрастает.

Такой же эффект дает и расширение границ углов прицеливания при стрельбе ракетами в переднюю полусферу. Вместе с тем иностранные специалисты делают вывод, что при вооружении современных истребителей всеракурсными ракетами ближнего воздушного боя увеличение разгонных характеристик самолета за счет большого резерва мощности двигателей имеет ограниченное влияние. Доминирующей, по их взглядам, является способность совершать вираж с длительной перегрузкой. Согласно сообщениям иностранной прессы, в США и других странах - членах блока HАТО с учетом развития авиационной техники разработано значительное количество видов маневра и тактических приемов ведения воздушного боя, которые проверяются в процессе боевой учебы. Большое внимание уделяется привитию летчикам навыков быстро и правильно выбирать и выполнять их, а также переносить длительные перегрузки.